Задачка на сообразительность

Из Москвы в Бангкок самолёт летит 8 часов, а из Бангкока в Москву 9.5 часов. При этом он пролетает одинаковое расстояние и летит с одинаковой скоростью. Как такое может быть?

upd: Когда я задал эту задачку, я был уверен, что причина во вращении земли: когда самолёт летит против вращения получается быстрее. Оказалось, всё не совсем так и всё сложнее. Первоначальная причина действительно во вращении земли, но атмосфера вращается вместе с землёй, однако из-за этого самого вращения возникают движения воздуха в атмосфере, и уже они влияют на скорость движения самолёта: туда он летит по ветру, обратно — против ветра. Подробнее про это всё можно почитать в обсуждении: http://forum.exler.ru/arc/index.php?showtopic=149828

Так что частично правы оказались и те, кто писал о ветре и те, кто писал о вращении земли, которое почти не влияет непосредственно на скорость перемещения самолёта, но вызывает воздушные течения.

118 комментариев

  1. может воздушные потоки какие на высоте полета? помню какую то педереачу древнюю, там рассказывали как японцы до перл-харбора на 3 часа быстрее долетали, чем обратно.

  2. может воздушные потоки какие на высоте полета? помню какую то педереачу древнюю, там рассказывали как японцы до перл-харбора на 3 часа быстрее долетали, чем обратно.

  3. может воздушные потоки какие на высоте полета? помню какую то педереачу древнюю, там рассказывали как японцы до перл-харбора на 3 часа быстрее долетали, чем обратно.

  4. Вроде так

    Воздушные потоки на экваториальной части вдымаются вверх и уходят к полюсам. Линейная скорость Земли на полюсах равна нулю, а на экваторе нет, таким образом эти воздушные потоки вовлечены в сложное движение относительно Земли и имеют восточно-западную составляющую, которую самолет вынужден преодолевать.

  5. Вроде так

    Воздушные потоки на экваториальной части вдымаются вверх и уходят к полюсам. Линейная скорость Земли на полюсах равна нулю, а на экваторе нет, таким образом эти воздушные потоки вовлечены в сложное движение относительно Земли и имеют восточно-западную составляющую, которую самолет вынужден преодолевать.

  6. Вроде так

    Воздушные потоки на экваториальной части вдымаются вверх и уходят к полюсам. Линейная скорость Земли на полюсах равна нулю, а на экваторе нет, таким образом эти воздушные потоки вовлечены в сложное движение относительно Земли и имеют восточно-западную составляющую, которую самолет вынужден преодолевать.

  7. зависит от ветра и количества груза. мы летали на цейлон, туда летели на 2 часа дольше плюс пришлось делать промежуточную посадку, обратно керосина хватило на всю дорогу.

  8. зависит от ветра и количества груза. мы летали на цейлон, туда летели на 2 часа дольше плюс пришлось делать промежуточную посадку, обратно керосина хватило на всю дорогу.

  9. зависит от ветра и количества груза. мы летали на цейлон, туда летели на 2 часа дольше плюс пришлось делать промежуточную посадку, обратно керосина хватило на всю дорогу.

  10. Ну если не пояса, то значит, что на восток летит навстречу движению Земли, а на запад — вдогонку за Землей? Правда ответ о часовых поясах вроде бы подразумевает именно это, как мне казалось — может и неправильно казалось.

  11. Ну если не пояса, то значит, что на восток летит навстречу движению Земли, а на запад — вдогонку за Землей? Правда ответ о часовых поясах вроде бы подразумевает именно это, как мне казалось — может и неправильно казалось.

  12. Ну если не пояса, то значит, что на восток летит навстречу движению Земли, а на запад — вдогонку за Землей? Правда ответ о часовых поясах вроде бы подразумевает именно это, как мне казалось — может и неправильно казалось.

  13. Да, вообще много бывает моментов по которым самоль из А в Б и из Б в А за разное время преодолевает. Для чистоты эксперимента нам нужно точно как минимум исключить некоторые моменты. Во первых, как тут сказали — ветер. Нужно быть уверенным что были одинаковые условия скорость у самоля есть путевая, а есть воздушная. Во вторых Нужно точно знать, что небыло спрямления маршрута (самоль ходит по определенным навигационным маршрутам. Часто бывает диспы разрешают спрямление, тогда несколько промежуточных точек в маршруте будут отменены. Например: А Б С Д спрямляется до А Д, а это конкретная экономия километров. Кроме того сами маршруты туда и обратно могут быть реально разными. Воздушные коридоры они такие бессердечные сучки =)
    Вращение земли оно конечно вносит коррективы но не глобально. И не в том смысле что против ее вращения лететь быстрее потому, что она вращается тебе на встречу =)

  14. Да, вообще много бывает моментов по которым самоль из А в Б и из Б в А за разное время преодолевает. Для чистоты эксперимента нам нужно точно как минимум исключить некоторые моменты. Во первых, как тут сказали — ветер. Нужно быть уверенным что были одинаковые условия скорость у самоля есть путевая, а есть воздушная. Во вторых Нужно точно знать, что небыло спрямления маршрута (самоль ходит по определенным навигационным маршрутам. Часто бывает диспы разрешают спрямление, тогда несколько промежуточных точек в маршруте будут отменены. Например: А Б С Д спрямляется до А Д, а это конкретная экономия километров. Кроме того сами маршруты туда и обратно могут быть реально разными. Воздушные коридоры они такие бессердечные сучки =)
    Вращение земли оно конечно вносит коррективы но не глобально. И не в том смысле что против ее вращения лететь быстрее потому, что она вращается тебе на встречу =)

  15. Да, вообще много бывает моментов по которым самоль из А в Б и из Б в А за разное время преодолевает. Для чистоты эксперимента нам нужно точно как минимум исключить некоторые моменты. Во первых, как тут сказали — ветер. Нужно быть уверенным что были одинаковые условия скорость у самоля есть путевая, а есть воздушная. Во вторых Нужно точно знать, что небыло спрямления маршрута (самоль ходит по определенным навигационным маршрутам. Часто бывает диспы разрешают спрямление, тогда несколько промежуточных точек в маршруте будут отменены. Например: А Б С Д спрямляется до А Д, а это конкретная экономия километров. Кроме того сами маршруты туда и обратно могут быть реально разными. Воздушные коридоры они такие бессердечные сучки =)
    Вращение земли оно конечно вносит коррективы но не глобально. И не в том смысле что против ее вращения лететь быстрее потому, что она вращается тебе на встречу =)

  16. Вах, где-то что-то читал, кажется… 🙂

    Но не помню, а потому проверяю подсознательные воспоминания:

    1. Компенсация направления вращения Земли.

    2. Собственно, не совсем ветер (но и ветер, с другой стороны), но вроде бы тоже может быть: климатический перенос воздушных масс с севера к экватору (не помню, как правильно «термин называется» 🙂

    3. Не, кажется все-же пункт 1 — но, как вариант, с учетом пункта 2 как 20%-составляющей помех… 😉

  17. Вах, где-то что-то читал, кажется… 🙂

    Но не помню, а потому проверяю подсознательные воспоминания:

    1. Компенсация направления вращения Земли.

    2. Собственно, не совсем ветер (но и ветер, с другой стороны), но вроде бы тоже может быть: климатический перенос воздушных масс с севера к экватору (не помню, как правильно «термин называется» 🙂

    3. Не, кажется все-же пункт 1 — но, как вариант, с учетом пункта 2 как 20%-составляющей помех… 😉

  18. Вах, где-то что-то читал, кажется… 🙂

    Но не помню, а потому проверяю подсознательные воспоминания:

    1. Компенсация направления вращения Земли.

    2. Собственно, не совсем ветер (но и ветер, с другой стороны), но вроде бы тоже может быть: климатический перенос воздушных масс с севера к экватору (не помню, как правильно «термин называется» 🙂

    3. Не, кажется все-же пункт 1 — но, как вариант, с учетом пункта 2 как 20%-составляющей помех… 😉

  19. А ведь на высоте там всегда западный ветер

    А ведь на высоте там всегда западный ветер. Ну типа из-за вращения земли и прогретости у экватора все эти струйные течения текут на запад… Да и скорость ветров примерно на 1 порядок меньше самолетной.

    А что еще может быть? Разные самолеты? Я так понял, что нет. Особенности приземной географии/метеорологии? ИМХО, недостаточно для часовой разницы…Или добавляются какие-то особенности струйных течений в районе гималаев?

  20. А ведь на высоте там всегда западный ветер

    А ведь на высоте там всегда западный ветер. Ну типа из-за вращения земли и прогретости у экватора все эти струйные течения текут на запад… Да и скорость ветров примерно на 1 порядок меньше самолетной.

    А что еще может быть? Разные самолеты? Я так понял, что нет. Особенности приземной географии/метеорологии? ИМХО, недостаточно для часовой разницы…Или добавляются какие-то особенности струйных течений в районе гималаев?

  21. А ведь на высоте там всегда западный ветер

    А ведь на высоте там всегда западный ветер. Ну типа из-за вращения земли и прогретости у экватора все эти струйные течения текут на запад… Да и скорость ветров примерно на 1 порядок меньше самолетной.

    А что еще может быть? Разные самолеты? Я так понял, что нет. Особенности приземной географии/метеорологии? ИМХО, недостаточно для часовой разницы…Или добавляются какие-то особенности струйных течений в районе гималаев?

  22. я могу предположить про вращение планеты, но тогда должно быть наоборот: с запада на восток дольше, чем с востока на запад.
    да и полтора часа наверно великовата разница

Leave a Reply