540-метровая красавица

Останкинская башня является одним из красивейших сооружений нашей страны и остаётся одним из символов Москвы.
Расскажу о некоторых технических подробностях башни, о которых мало кто знает.


Башне уже 55 лет — она была сдана в эксплуатацию в 1967 году, а началось строительство в 1960 году.

Проект башни был придуман её главным конструктором Н. В. Никитиным за одну ночь. Основной принцип конструкции башни — использование преднапряжённого железобетона, сжатого стальными тросами. За счёт очень низкого центра тяжести башне не нужен глубокий фундамент — фактическая глубина фундамента не превышает пяти метров, а по замыслу Никитина, башня должна была практически стоять на земле. Долгое время башня оставалась самым высоким сооружением в мире и сейчас она самая высокая в Европе — её высота — 540 метров.

Бетонная часть башни (её высота 385 метров) представляет собой полую трубу, толщина стенок которой составляет всего 40 см. По всей поверхности этой трубы изнутри идут 149 стальных тросов.

Когда строили башню, боялись коррозии и все тросы были смазаны пушечным салом. Во время пожара 2000 года это сало горело с такой силой, что большинство тросов порвалось или ослабло. Но башня выстояла, хотя многие в тот момент боялись, что без тросов она обрушится.

Сейчас все тросы заменены. Они не смазаны — оказалось, что воздух внутри башни сухой и коррозии металла не происходит.

Башня теперь оборудована совершенной системой пожаротушения. Заменены лифты, полностью перестроены обзорные площадки, рестораны и кафе. У лифтов, ведущих на обзорную площадку 6 кнопок, на которых не номера этажей, а высотные отметки.

На схеме башни, расположенной в лифте, показывается его положение.

Индикатор показывает текущую высоту.

Над дверьми телевизор, показывающий картинку с камеры из шахты лифта.

Лифты в башне весьма необычные. Из-за очень большой высоты к ним не подводятся электрические кабели. Энергия для освещения, работы электроники и индикации передаётся индукционным способом, почти как в беспроводной зарядке смартфона. Сигналы управления и связи передаются по радиоканалу.

Лифты могут двигаться со скоростью до 7 метров в секунду, при этом их скорость автоматически меняется в зависимости от скорости ветра.

Два пассажирских лифта расположены рядом и их боковые стенки могут сдвигаться, чтобы из одного лифта можно было перейти в другой в случае аварии.

Несмотря на всю автоматику, лифты управляются только лифтёрами, а вызывается лифт с помощью вот такого древнего телефона.

У служебного лифта кнопок гораздо больше.

Служебная лестница, по которой раньше проходили спортивные забеги на башню.

Сейчас на башне размещены 80 передатчиков, почти половина из которых резервные. Все мощные передатчики, использующиеся для трансляции программ аналогового телевидения в метровом диапазоне, располагаются в самом низу башни, там, где на её «юбке» большие круглые окна.

Самые мощные передатчики — 40 кВт, самые маломощные — 1 кВт. Удивительно, но до сих пор на башне остались передатчики с ламповыми усилителями. Они используются для трансляции радиопрограмм в «советском» диапазоне УКВ. Охлаждение у передатчиков воздушное и каждый, кто посещает башню может обратить внимание на шум вентиляторов и увидеть вентиляционные решётки «под юбкой» башни.

Телевизионные передающие антенны расположены на высоте от 350 до 400 метров. От передатчиков к антеннам через всю башню идут фидеры — высокочастотные кабели.

Маломощные передатчики расположены над смотровой площадкой на высоте 348 метров.

Долгое время после пожара доступ на башню был закрыт, но теперь снова можно подняться на смотровую площадку и посетить кафетерий. Кассы расположены в экскурсионном корпусе на Новомосковской улице. Вход на башню стоит 1200 рублей для взрослых (зависит от дня недели) и 900 рублей для детей, школьников и студентов от 7 до 18 лет. Сеансы посещения проходят каждый час. В будние дни в 10 и 11 утра посещение башни стоит 900 рублей для взрослых и 600 для детей, школьников и студентов. Билеты можно покупать заранее на сайте https://bilet.tvtower.ru.

Проход на башню возможен только по паспорту с таким же тщательным досмотром, как в аэропорту.

В холле башни развёрнута экспозиция, посвящённая истории башни.

Основная обзорная площадка расположена на высоте 337 метров. Здесь большие панорамные окна, бесплатные телескопы и указатели достопримечательностей над окнами.

В хорошую погоду с башни видно всю Москву.

Для любителей острых ощущений часть пола стеклянная.

Ещё одна обзорная площадка — открытая, но она работает только летом в сухую безветренную погоду.

Ниже обзорных площадок на трёх этажах располагаются кафетерий, кафе и ресторан.

На всех трёх этажах часть пола вращается и позволяет сидя за столиком увидеть Москву со всех сторон. Полный оборот совершается приблизительно за 40 минут.

Таким ресторан был в 2016 году. Сейчас, в декабре 2022 года, работает только кафетерий на отметке 334 метра (туда могут спуститься все желающие), а кафе и ресторан закрыты.

Если вы до сих пор не были на башне, её стоит посетить. Важно только, чтобы погода была ясной.

Всем мира!

© 2022, Алексей Надёжин


Двенадцать лет я пишу о технике, скидках, интересных местах и событиях. Читайте мой блог на сайте ammo1.ru, в ЖЖ, Дзен, МирТесен, Telegram.
Мои проекты:
Lamptest.ru. Тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
BatteryTest.ru и BatTest.ru. Тестирую батарейки и аккумуляторы и помогаю выбирать самые выгодные.
Elerus.ru. Собираю информацию об отечественных электронных устройствах для личного использования и делюсь ей.
Вы можете связаться со мной в группе Телеграм @ammochat.

Добавить комментарий