Самодельный аккумулятор для косилки

Мой аккумулятор для косилки втрое дешевле оригинального, а ёмкость его вдвое больше. Провёл полевые испытания — скосил шесть соток высокой травы на одном заряде.


В прошлом году я купил на распродаже аккумуляторную косилку Makita DLM380Z за 3990 рублей (https://ammo1.livejournal.com/1069589.html). Сейчас такая косилка стоит 6990 рублей. Буква «Z» в названии модели означает отсутствие в комплекте аккумуляторов и зарядного устройства. DLM380PM2 с аккумуляторами 4 Ah и зарядкой продаётся за 19600 рублей.

В косилку ставится два стандартных 18-вольтовых аккумулятора для электроинструмента Makita серии BL18. Они выпускаются с ёмкостью от 1.5 до 6 Ah. Комплект из двух аккумуляторов 5 Ah и зарядки стоит 14300 рублей. Но я пошёл другим путём. 🙂

В моём аккумуляторе 30 элементов 18650 2.5 Ah по схеме 10S3P. Его общая ёмкость 277.5 Wh (36V 7.5Ah).

Я купил на Aliexpress 40 банок Liitokala INR1865025R (https://ammo1.livejournal.com/1083162.html), но только 30 из них были идеальными. Я открыл диспут и получил возврат за 10 аккумуляторов.

30 лучших аккумуляторов (напряжение после хранения не ниже 4.072 В, внутреннее сопротивление не выше 20 мОм) я использовал для сборки. Пришлось измерить параметры каждого аккумулятора, внести их в таблицу и выбрать для каждой из 10 ячеек три наиболее близких друг к другу по параметрам аккумуляторов.

Конечно правильнее было бы соединить аккумуляторы сваркой, но я для ускорения их спаял, использовав для лужения контактов паяльную кислоту (это было не лучшее решение, потом пришлось перепаивать десяток отвалившихся контактов). Для соединения я использовал многожильный провод 1.5 мм².

С одной стороны аккумуляторы вставлены в пластиковый держатель 6×5 (два соединённых 3×5).

Для защиты и управления зарядом используется 35-амперная плата BMS 10S.

Почему-то почти у всех продавцов приводится схема её подключения с несколькими ошибками. С трудом нашёл правильную схему.

В оригинальных аккумуляторах Makita установлены нормальнозамкнутые элементы термозащиты, подключённые между плюсом и третьим контактом. Конечно, такой защитой можно было и пренебречь, но я всё же купил термовыключатель на 60 градусов и установил его между аккумуляторами.

Для заряда аккумулятора можно было использовать зарядное устройство от моего электросамоката, но оно даёт лишь 1.7 A и аккумулятор заряжался бы больше 5 часов. Я купил 5-амперную зарядку, заряжающую мою батарею менее, чем за два часа. Штекер выбрал стандартный круглый 5.5×2.1 мм.

В этой зарядке стоит маленький и довольно шумный вентилятор, зато получается «звуковая индикация» — когда аккумулятор полностью заряжен, вентилятор отключается и сразу слышно, что процесс завершился.

Из моего аккумулятора выходят пять проводов: +, -, защита, два провода зарядки с гнездом 5.5×2.1 мм.

Я снял с косилки панель с разъёмами для штатных аккумуляторов (они подключаются плоскими «автомобильными» клеммами), соединил минус первого разъёма с плюсом второго и к этой точке подключил контакт защиты второго аккумулятора. Плюс первого, минус второго и защиту первого удлинил через такие же контакты, чтобы не потерять гарантию на косилку.

Вместо панели установил пластиковую вставку, на которую будет ставиться самодельный аккумулятор. Из лент-липучек сделал крепление, привинтив их саморезами, державшими панель с разъёмами штатных аккумуляторов.

Вот эти ленты.

Сверху и снизу батареи на всякий случай установлены прокладки из пористого упаковочного материала (чтобы точно ничего не замкнуло), батарея замотана пищевой плёнкой (так её можно быстро распаковать и запаковать обратно).

Для подключения трёх проводов используются 32-амперные соединители Wago 221. Заряжать аккумулятор можно и не снимая с косилки.

Отсек аккумуляторов плотно закрывается крышкой, так что трава внутрь не попадает.

Напряжение на полностью заряженной батарее составило 41.06 В. Её хватило на 49 минут непрерывной работы косилки в тяжёлых условиях (высокая трава, остановки каждые 1.5-2 минуты для опустошения контейнера). Может показаться, что 49 минут это мало. На самом деле это очень много — фактически это больше 2.5 часов работы и около 6 соток покоса с неровным рельефом и множеством препятствий.

Приблизительно за десять минут до окончания работы, начал мигать правый индикатор разряда батареи на косилке. В конце косилка остановилась и больше не запускалась (внутренняя защита не даёт двигателю включиться). Напряжение на батарее при этом было ровно 35 вольт.

В процессе работы батарея нагрелась совсем слабо — градусов до сорока.

Я измерил напряжение на каждой ячейке из трёх аккумуляторов сразу после использования, а потом после заряда.

Не уверен, что BMS работает правильно: 4.238В на первой ячейке многовато. Но как проверить его работу не знаю.

Аккумуляторы рассчитаны на разряд до 2.5 В, поэтому при разряде до 3.5 В они дают меньше энергии, чем могли бы (впрочем, под нагрузкой напряжение наверняка существенно ниже).

Тем не менее, батарея работает и участок успешно покошен.

Батарея и зарядное устройство обошлись мне с учётом скидок и купонов в $75 (около 5000 рублей, когда платил). Это втрое дешевле оригинального комплекта из двух аккумуляторов Makita и зарядного устройства, а ёмкость моего аккумулятора почти вдвое больше.
Сейчас все детали стоят около $93 (на сегодня ~6800 рублей), что всё равно вдвое дешевле оригинального аккумулятора и ЗУ.

Обзор самой косилки: https://ammo1.livejournal.com/1147297.html.

© 2020, Алексей Надёжин


Основная тема моего блога — техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.

Второй мой проект — lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.

Этот пост в моём блоге LiveJournal: Самодельный аккумулятор для косилки

Добавить комментарий