На прошлой неделе я побывал в Риге. Я отправился туда, чтобы посмотреть, как российская компания производит в Латвии акустические системы, которые продаются во всём мире.
Конечно же, как и большинство компаний, Аудиомания пыталась начать производство в Китае, но обнаружилось несколько причин, по которым производить настоящий Hi-Fi в Китае весьма затруднительно. Главная причина заключается в том, что китайцы всё время пытаются что-то оптимизировать, упростить и сэкономить лишнюю копейку там, где делать этого не стоит, а качественный звук не терпит экономии на мелочах. Вторая причина в том, что любое качественное производство в Китае хорошо работает только с очень большими партиями, а когда речь идёт о штучном производстве, с китайцами лучше не связываться.
Когда пришло понимание, что пытаться производить Hi-Fi колонки в Китае не стоит, начали искать, где это лучше делать. В России невыгодно — сложности с таможней при импорте удесятеряются, когда речь начинает идти об экспорте (а колонки сразу планировали продавать во всём мире). И тогда было принято решение открыть завод в Риге — там дешёвая аренда производственных помещений, не такие высокие, как в Европе, зарплаты и, главное, остались люди, работавшие на заводе Radiotehnika RRR и знающие все нюансы производства акустических систем.
Возглавил производство бывший Главный инженер Радиотехники Виктор Лагарпов.
Завод производит акустические системы под тремя брендами. Колонки Arslab (https://ru.wikipedia.org/wiki/Arslab), разработанные российским звукоинженером Юрием Фоминым (бывший звукорежиссёр групп «Динамик», «Надежда», «Красные Маки», «Аэробус» под руководством Юрия Антонова) продаются в России.
Колонки Old School, внешне очень похожие на S90, в России продаются под брендом Arslab, а во всём мире под брендом Old School.
Колонки Penaudio финского разработчика Сами Пенттила также продаются во всём мире.
Основной материал, из которого изготавливаются корпуса колонок, — МДФ. Для его раскроя используется пятикоординатный многофункцинальный станок.
Такой станок позволяет придавать МДФ какую угодно форму — закруглять углы, делать срезы под 45 градусов, а также делать изделия вот такой сложной формы.
Колонки Penaudio имеют необычную отделку.
Ничего не напоминает? 😉
Да, это фанера, разрезанная на тонике ломтики, наклеенная торцами на МДФ и отшлифованная. Получаются вот такие корпуса.
На корпуса колонок изнутри наклеивают вибропоглащающие битумные пластины.
Виктор демонстрирует лист битума, весящий около пятидесяти килограмм.
На большой циркулярной пиле в основном делаются детали для упаковки.
Все корпуса собираются вручную.
На самом деле все High End колонки делаются только вручную.
Покраска. На корпуса наносится до восьми слоёв краски.
Шлифовка.
Корпуса готовы к сборке.
В колонках такого уровня не используются текстолитовые печатные платы, как в обычной электронике. Платы здесь из толстого МДФ. Все компоненты приклеиваются к плате, чтобы исключить любое влияние вибрации на звук. Здесь работает Татьяна Попова, в советское время работавшая на Радиотехнике в отделе ОТК и занимавшаяся проверкой качества звука.
Бывший заместитель начальника цеха по производству усилителей Радиотехники Валерий Воронко.
Плата фильтров.
Монтаж только ручной, все соединения из толстой медной проволоки, пайка бессвинцовым припоем с серебром.
Установка динамиков.
Используются динамики Wavecor и Morel, специально разработанные для этих колонок.
Все колонки после сборки проходят испытание. На заводе придумали, как это делать быстро и без использования специального звукоизолированного помещения.
Одна эталонная колонка, характеристики которой снимаются в лаборатории, один раз ставится в обычном помещении и с неё снимается амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Это не реальная АЧХ, так как помещение не идеально, но эта АЧХ используется, как образец. У новых колонок, поставленных на то же место, снимается АЧХ и сравнивается с образцом. По отклонению АЧХ сразу видны любые проблемы с динамиками или фильтрами.
В каждую коробку с колонками Penaudio вкладывается конверт с письмом, подписанным лично их разработчиком Сами Пенттила. Каждый раз, когда Сами приезжает проинспектировать, как производится его колонки, он садится за стол и несколько часов подряд подписывает эти письма.
Колонки этого бренда упаковываются в коробки из специального сверхтолстого картона и защищаются уплотнителями из самоформующейся пены.
Эти колонки Arslab уже в Москве, и наверняка ценители хорошего звука уже купили многие из них, порадовав себя к новому году.
Я снял небольшое видео, показывающее разные этапы производства.
https://youtu.be/389G1y6UNRI
Завод производит 200 пар колонок в месяц. Конечно же, высококачественные колонки, сделанные вручную, не могут быть дешёвыми, но их создатели утверждают, что им удаётся достигать наивысшего качества звука за те деньги, которые стоят эти колонки. Для примера скажу, что самые дешёвые полочные колонки Arslab Classic 1 стоят 41650 рублей за пару, а напольные колонки Arslab Classic 3 с заглавного фото стоят 75650 рублей за пару.
Спасибо компании Аудиомания http://www.audiomania.ru за возможность побывать в Риге и увидеть производство акустических систем своими глазами.
© 2016, Алексей Надёжин
Основная тема моего блога — техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.
Второй мой проект — lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
Этот пост в моём блоге LiveJournal: Латвийский завод московской компании