Как я управлял «Сапсаном»

Скоростной поезд «Сапсан» очень прост в управлении. Основное управление ходом — это всего два рычага. Первый – «газ», второй – «тормоз».

Для нештатных ситуаций есть ещё много других органов управления, таких как экстренный тормоз или педаль подсыпки песка под колёса. «Сапсан» максимально компьютеризирован и автоматически распознает множество проблем и неисправностей.

Конечно же, я управлял не настоящим «Сапсаном». Я побывал в Санкт-Петербургском Центре подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов.

Там установлены тренажёры-симуляторы «Сапсана» и «Ласточки», которые используются при подготовке машинистов.

Тренажёры полностью повторяют кабину и все органы управления скоростных поездов и позволяют отрабатывать как обычное управление поездом, так и множество нештатных ситуаций. Оператор может менять погоду, создавать любые ситуации на дороге.

Компания-производитель тренажёра создала модель участка пути, полностью повторяющую реальный отрезок железной дороги «Москва – Санкт-Петербург». Российские специалисты сейчас создают и другие виртуальные модели, чтобы машинисты обучались именно на тех участках, где им предстоит работать.

Кабина тренажёра установлена на динамических подвесах, создающих полную иллюзию движения. Чувствуется ускорение, торможение, раскачивание на стрелках. Когда практикант по ошибке попробовал проехать стрелку на скорости 170 км/час, кабину качнуло так, что он упал с кресла. 🙂

В случае возникновения нештатной ситуации, требующей от машиниста остановить поезд, выйти из кабины и перейти в другой вагон, практикант выходит из кабины тренажёра и отрабатывает любое действие, которое должно производиться не в кабине, на специальном экране с тачскрином.

Даже все электрические рубильники-автоматы «Сапсана» в тренажёре работают.

Тренажёром управляют пять компьютеров, часть из которых работает на Linux, а часть на обычной Windows XP.

В процессе тренировки оператор тренажёра видит все экраны «Сапсана», а также практиканта, и может общаться с ним через громкую связь.

Дополнительные мониторы установлены в классе. Они помогают практикантам, ждущим своей очереди, следить за ситуацией и учиться на чужих ошибках.

А это уже «Ласточка». В отличие от тренажёра «Сапсана», произведенного в Германии, это устройство разработано и изготовлено уже в России.

Электрические «автоматы» у «Ласточки» виртуальные — на экране с тачскрином. Это удобно тем, что оператор тренажёра может «выключать» определённые автоматы.

Рабочее место оператора тренажёра «Ласточка».

Компьютерная стойка, обслуживающая тренажёр.

А это уже кабина настоящего «Сапсана», на котором я ехал обратно в Москву.

Входить в кабину запрещено даже работникам поезда, поэтому я снимал через стекло.

Несколько интересных фактов о поезде Сапсан:

Поездом управляет один машинист. На его запястье надет браслет, контролирующий пульс. Кроме того через определённый промежуток времени на экране одного из мониторов появляется знак, увидев который машинист должен нажать специальную кнопку. Если он не нажмёт её, поезд автоматически остановится.

Разные железные дороги имеют разное питание с постоянным или переменным напряжением. У «Сапсана» есть две группы токоприёмников, и он может питаться от любых сетей, просто поднимая и опуская нужные токоприёмники. Разумеется, автоматика не позволит поднять токоприёмники, не соответствующие типу сети.

Питающий провод-трос натянут не ровно — так, чтобы он всегда двигался по токоприёмнику из стороны в сторону и не прорезал канавку.

Для устранения проскальзывания по очень скользким путям у «Сапсана» есть механизм, подсыпающий песок на колёса.

«Сапсан» настолько популярен, что некоторые поезда пускают сдвоенными — по 20 вагонов.

Навигационная система на «Сапсане» — российского производства. Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) помогает машинисту вести поезд, позволяет узнать, свободны ли блок-участки пути, предупреждает о превышении скорости и экстренно останавливает поезд в случае опасности.

Всего в конструкции поезда использованы более 150 российских разработок и технологий.

В штатном режиме движения основное, что делает машинист, — нажимает на гудок. «Сапсан» гудит перед каждой станцией и полустанком, которые он пролетает на скорости до 220 км/час.

Вы удивитесь, но у «Сапсана» регулярно обновляется «прошивка». Производитель поезда — немецкая компания Siemens — постоянно выпускает обновления встроенного программного обеспечения поезда.

p.s. Спасибо РЖД за возможность посетить учебный центр и попробовать себя в роли машиниста «Сапсана».

Этот пост в моём блоге LiveJournal: Как я управлял «Сапсаном»

Добавить комментарий