Вся правда о МАКС-2015

На следующей неделе в подмосковном Жуковском открывается Международный авиационно-космический салон МАКС-2015 http://www.aviasalon.com

Авиасалон состоит из выставки и лётной программы.
Я являюсь амбассадором МАКС-2015 и приглашаю вас посетить это грандиозное мероприятие.

О том, когда лучше приезжать на МАКС, что взять с собой и как лучше добираться очень подробно рассказал Артем Катранжи fox511 в посте Авиасалон МАКС. Инструкция по применению:

Уверен, что среди моих читателей тех, кто хоть раз был на авиасалоне МАКС в Жуковском — подавляющее большинство, и для них весь мой пост не будет сообщать чего-то откровенно нового. Однако, вдруг кто начитавшись статей и насмотревшись красивых фото и видеоматериалов, захочет посетить это мероприятие впервые.
Для того, чтобы избежать разного рода неудобств при посещении аэродрома «Раменское» я постараюсь в меру своих писательских сил и опыта вооружить будущего, надеюсь, счастливого посетителя МАКС’а информацией.

Текст мой будет основан, что называется, на реальных событиях — моём личном опыте посещения авиасалонов начиная с 2001 г. Ну и в дополнение — фестиваля пилотажных групп в 2004 и 100-летия ВВС России в 2012 г.

В записи использованы картинки из этого поста fotografershatitle=Марины. Рекомендую ознакомиться с ним полностью


Прежде всего стоит понять, что МАКС — это массовое мероприятие на свежем воздухе. Как рок-концерт. Как сверхмассовый пикник. Open-air если хотите. Если вы были на подобных мероприятиях — то вы можете представить что из себя представляет МАКС в дни общего посещения.

Вот примерно настолько массовое:

Пункт номер Ноль:


ПОСМОТРИТЕ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ!

Внимательно, на разных сайтах. Что обещают, как вообще там поживают теплые-холодные фронты.

Если прогноз погоды устраивает и на вопрос себе «Хочу ли я на МАКС?» уверенно ответили «Да, хочу», задайте себе следующий вопрос — «Что именно я хочу там увидеть?». То что можно там увидеть глобально делится на 2 больших раздела — статическая экспозиция (стоящие самолеты, павильоны) и лётная программа — собственно авиашоу.
Важно понять, чего хочется больше — поговорить с техниками/продавцами у самолётов, поковырять на стенде ногтем очередной опытный наноуглепластик, протестировать авиационный тренажёр или вам просто нужно посмотреть на летающие самолётики.

Дело в том, что весь период салона можно разделить на 2 категории — бизнесс-дни и дни общего посещения.

Бизнес-дни— это первые три дня работы авиасалона. Вторник, среда и четверг. Билеты на эти дни в общей продаже стоят примерно в три раза дороже, чем билеты на дни общего посещения. В этот период на авиасалоне проходят пресс-конференции, оглашение и подписание контрактов. Участники салона работают, если кратко. Какие особенности этих дней характерны для простых посетителей? Повышенные цены на билеты и разгар рабочей недели способствуют тому, что народу на выставке будет крайне немного. Это даёт возможность посетителю, кому интересны самолеты на стоянках и павильоны вдоволь и без лишней толпы спокойно всё осмотреть и пообщаться с экспонентами. Летная программа сокращена до предела — после обеда пару-тройку часов и всё.
Малое количество народу позволяет чуть более легкомысленно относиться к трансферу до места — можно поспать подольше, поехать более раскатанной и популярной «дорожкой».
Нюансов в посещении в бизнес дни немного, погода несильно влияет на осмотр экспонатов в павильонах, из-за дождя самолеты под навеc не увозят. Единственное — я бы избегал дня, когда выставку посещают первые-вторые лица государства, зачастую это вторник, первый день салона, но иногда (в 2011 г. например) бывает и среда. Дело в том, что до, во время и после визита чинов выставка, что называется, кладётся лицом в бетон. Безопасники такие безопасники. Изрядное количество пространства вокруг персоны оцепляется и выключается из работы.

Резюмируя кратко — бизнес-день для тех, кто хочет пощупать самолеты.

Дни общего посещения — пятница, суббота и воскресение. Это дни, когда ценник на билет и выходные позволяют посетить выставку любому желающему. Что это влечёт? Правильно, огромный наплыв народа, который желает посмотреть на самолётики. Сфотографировать самолеты на статической стоянке так, чтобы в кадр не попал чей-то ребёнок, висящий вниз головой на ПВД или отстоять очередь на посещение салона или кабины понравившегося самолета — задача для сильных духом. Основной упор в эти дни организаторы делают на демонстрацию лётной программы, именно в последние три дня салона она наиболее насыщенная.

Потому вывод — в дни общего посещения основной упор для посетителя салона стоит сделать на просмотр авиашоу.

По опыту могу сказать, что из этих трёх дней меньше всего народу — в пятницу, больше всего народу — в субботу. Граждане справедливо закладывают себе воскресение в запас на отдохнуть от отдыха. Хотя, есть немаленькая вероятность что и в воскресение количество посетителей будет несильно меньше субботнего наплыва.

Определившись с приоритетами стоит выбрать день, или дни, когда ехать в Жуковский.
Если хочется посмотреть и то и то, понятно, что одним днём не ограничиться, разумно будет, например, запланировать на четверг — осмотр статической стоянки, а на пятницу — просмотр авиашоу.
Планировать пятницу хорошо ещё и тем, что у вас в запасе ещё два дня есть, на случай паршивой погоды и изменения хода лётной программы. Пролился в пятницу дождик, полёты отменили — есть еще суббота и воскресение, там вполне погода может улучшиться.

Честно скажу — хорошая погода в дни общего посещения на МАКСах скорее приятная неожиданность и везение, чем правило.

Что на себе? Главный критерий одежды и обуви — удобство. Вам придётся много ходить, залазить по стремянкам в кабины, стоять при просмотре авиашоу, в очередях к шашлыку и в туалеты.Мероприятие проводится на открытом воздухе в конце лета в Подмосковье. В это время года зачастую уже не бархатный сезон, потому, на мой взгляд, оптимальным будет наряд из легкой мембранной куртки, таких же штанов и удобной треккинговой обуви, которая ну хоть как-то, какое-то время сможет, если что, противостоять лужам, мокрой траве и пр.

Что в рюкзаке? В рюкзаке (а он удобнее всяких сумок на одно плечо и пакетов) лучше всего иметь:
— бутылку воды. Если погода предполагает быть жаркой — то 1.5 л., если прохладной — 0,6-1 л. В пластиковой таре. Стекло нельзя, если тара непрозрачна — могут попросить отпить. Алкоголь — тоже нельзя. Если погода обещает быть ну совсем осенней, а вы всё равно решились ехать — идеален будет термос с чаем/кофе. Но тут надо смотреть — были слухи, что изымали на досмотре термосы (по-моему в 2009 г.) Берите тот термос, который не жалко, если не удастся уболтать охранника на досмотре.

— запас еды. Бутерброды, фрукты, твёрдые овощи, сладости, орешки — ну что-то такое легкое по весу,приятное лично вам по вкусу, компактное по размерам и способное за 1-2 перекуса поддержать вас в течении дня.

Конечно и еду и питьё можно купить на выставке, но я лично стараюсь обходиться своими силами, чтобы не стоять в очереди. Для меня этот аспект важнее, чем остальные — ценник на еду и её качество. Долго стоять, дорого заплатить, невкусно поесть — зачем?

— дождевики. Ну такие компактные пакетики. Бросьте к себе в количестве равном численности вашей компании +1. Места не займут.

— зонтик. Я не ношу, обхожусь капюшоном. Но может пригодиться.

— средства защиты от солнца. Солнцезащитные очки, головной убор с козырьком, SPF крем.
Во второй половине дня солнце, если оно не прячется за тучами отлично припекает лица зрителей, наблюдающих за авиашоу

— фото/видео технику

— плед/подстилку — чтобы организовать себе место в секторе обзора полетов. Присесть, прилечь, вздремнуть, перекусить во время пауз в показе.

— для детей, помимо стандартного набора приданого (ну, родители сами знают что нужно их чаду на длинной прогулке) я бы рекомендовал приобрести шумозащитные наушники. В строительном магазине например. Взлетающий на форсаже истребитель — это охренеть как громко и непривычно, если в первый раз. Чтобы ребёнок не испугался.

Примерно — вот так:

air-rasertitle=Саша, спасибо за фотку!

Колюще-режущие предметы — перочинные ножики, сапёрные лопатки, вилы, пики, топоры лучше оставить дома, иначе придётся оставлять их в камере хранения у пунктов досмотра. Зачем лишние телодвижения? Можно обойтись без этих инструментов на салоне.

Цветы жизни. Да, уж коль вспомнил про детишек. Брать или не брать их с собой? Родители, подумайте хорошо, прежде чем тащить ну уж совсем кроху додетсадовского возраста. Нужно ли ему это? Поймет ли он что? Не сомневаюсь, есть супербеспроблемные дети и суперродители (см. фоту выше), с которыми хоть в полгода на Эверест. Но всё же адекватно оценивайте свои способности и умения ваших отпрысков, учитывайте и их интересы наряду со своими личными. У всех разный темперамент и характер.

Я подумал, к примеру, и решил, что своего 2.5 летнего сына на МАКС-2015 я не повезу. Подожду ещё 2 года.
А вот на мене масштабное авиашоу, к примеру на Северке или просто к аэродрому посмотреть на самолёты — повезу.

Как проехать?
Основные проблемы и основные жалобы посетителей — это огромные затраты времени и сил на то, чтобы добраться до выставки. Есть одна поговорка, справедливая для любого способа трансфера до салона, которая поможет сохранить свои время и силы:


КТО РАНО ВСТАЁТ, ТОТ В ОЧЕРЕДЯХ НЕ СТОИТ!

Да, придётся выбирать, либо сон, либо комфорт.

Проехать на авиасалон можно тремя основными способами:
— на общественном железнодорожном транспорте
— на личном автотранспорте до бесплатной стоянки в аэропорту Быково
— на личном автотранспорте прямо на стоянку на территории аэродрома.

Подробнее можно узнать на сайте авиасалона, я же остановлюсь на особенностях, плюсах и минусах каждого способа.
Электричка. Схема простая — садитесь на электрический поезд Казанского направления либо с Казанского вокзала, либо со станции метро Выхино. Так же можно сесть в электричку на станции Электрозаводская, Новая (м. Авиамоторная).

С детальной информацией от ОАО ЦППК касающейся режима работы электричек можно ознакомиться здесь

Едете примерно час до ст. Отдых или пл. 42 км., по приезду проходите через некоторый досмотр к бесплатным автобусам от станции до непосредственно аэродрома. Там — детальный досмотр и вперёд за впечатлениями.
Плюсы метода:
— дешевый
— на большом отрезке пути (от Москвы до Жуковского) нет пробок, электрички ходят по графику более-менее
— гибкость. Можно не толпиться в автобусы на Отдых, можно дойти пешком до проходных, можно (если позволят организаторы) выйти пешком с территории аэродрома в город, можно приехать на ст. Отдых, а уехать — с 42 км. Вы ни к чему не привязаны. Можно выехать с территории аэродрома на автобусе, везущем людей не на станции электропоездов, а в город (до площади Громова, ул. Лацкова), а оттуда — пересесть на маршрутки, следующие в Москву (номера 474, 525 — уточните в Яндексе).

Минусы метода следует из его плюсов. Это — самый популярный маршрут подавляющего большинства граждан. Потому
— огромные скопления народа в узловых точках маршрута — при посадке высадке в электричку, при посадке в автобусы, при досмотре.
— наименьший комфорт. Зачастую ехать придется стоя, электрички/автобусы — штурмовать силой.

Методы минимизации издержек — миновать толпы людей по времени и по расположению.
По времени — это значит выезжать/приезжать сильно заранее. Насколько именно — смотрите в пункте ВРЕМЯ, там о времени вообще будет рассказано подробнее.
Миновать толпы «по расположению». г. Жуковский — это не только станция «Отдых». Обычно организаторы организуют автобусы не только от ст. Отдых. Автобусы до аэродрома также могут везти гостей от станции пл. 42 км.

UPDATE: хорошие схемы на сайте города Жуковский

Схема размещения начальных (конечных) пунктов специальных маршрутов при перевозке посетителей и участников МАКС-2015

Маршрут Платформа «Отдых» – Центральные проходные ЛИИ: (КПП1)

Маршрут Платформа «42 км» – КПП Ильюшина (КПП3):

Но зачастую на слуху и в голове у всех только станция Отдых и это выливается примерно в следующее:

12.00 выходного дня МАКСа. станция «Отдых». Граждане, стоящие в очереди на посадку в автобусы до авиасалона:

Фотография сделаная несколькими минутами позже. платформа 42 км. Опять же, граждане стоящие в очередь на посадку в автобус:

По-моему достаточно красноречиво.

Разница лишь в том, что автобусы от ст. Отдых везут посетителей на КПП1 (см. схему ниже), а от пл. 42 км. — на КПП3. Просто с разных концов летного поля зрители попадают на выставку.

отсюда

А так как меньше народу приезжает, то и очереди на досмотры тоже будут примерно также разниться. Смотрите:

Очередь из тех, кто приехал от «Отдыха»:

Очередь из тех, кто приехал от «пл. 42 км.»

Личное авто до Быково.
Плюсы:
— большую часть маршрута (от дома до Быково) вы едете в комфорте, в своей собственной любимой машине
— дешево, никаких особых дополнительных затрат не нужно
— автобусная линия от бесплатной парковки всё же чуть менее загруженная чем автобусы от жд станций

Минусы
— пробки. Точно сказать во сколько вы приедете на парковку, а особенно — во сколько выедете — очень сложно.
— оставив машину на парковке, вам всё же придется при выходе с территории выставки вернуться туда же.
Симпровизировать и поехать обратно на поезде, или выйти в город поймать маршрутку не получится. Путь всё равно — автобус до Быково, пробка на выезд с парковки, пробки по дороге домой. Я помню, что на 100 лет ВВС мы с этой парковки выезжали более двух часов.
— от Быково вас привезут на самый нагруженный КПП1, «переваривающий» посетителей от ст. «Отдых»
UPDATE:: по свежей информации с сайте г. Жуковский автобусы от парковки в Быково повезут гостей на менее загруженный КПП3:
Маршрут Перехватывающая парковка «аэропорт Быково» — КПП Ильюшина (КПП3)

Уменьшить неприятные аспекты можно тайм-менеджментом. Приехать пораньше. Уехать пораньше.

Личное авто до парковки на аэродроме.

Плюсы:
— наиболее удобный и комфортный способ. Вы просто приобретаете талон на парковку на территории аэродрома, крепите его на лобовое стекло своего авто и, предварительно изучив на сайте схему проезда к нужной вам парковке.
— если приобретать парковочный талон на P2 (см. схему) то там организован отдельных КПП2 для досмотра и прохода.

То есть — очередей там почти не будет:

Минусы:
— удобство стоит денег. Достаточно заметных. Затраты можно уменьшить, набрав к себе пассажиров и поделить стоимость талона.
— пробки всё равно будут. И на самом аэродроме (небольшие) и в Жуковском, ну и на магистрялях московских.
— если вы хотите сэкономить и покупаете парковочный талон не на парковку P2, а на более удалённую парковку с другим номером, то у вас будет еще одно звено маршрута — трансфер от парковки до КПП1. Помните об этом и об очередях на нём.

Я настоятельно рекомендую этот способ тем, кто повезёт на авиасалон пожилых родителей (родственников), и/или детей в возрасте от 3 до 10-12 лет.

На МАКС-2013 я в день общего посещения (пятницу) я именно таким способом и воспользовался, сопровождая своих родителей.

Досмотр Как всё устроено? На примере КПП1
Вот, посмотрите на фото:

Автобусы от станции останавливаются в районе голубеньких треугольников в левом нижнем углу снимка.
Далее к услугам посетителей как нельзя кстати стройный ряд туалетных кабинок.

Сам КПП состоит из двух линий:
контролеров — те, кто проверяют ваши билеты. Они сканируют штрих-код и что-то там отрывают. Вывод какой? Правильно — держите билеты приготовленными заранее и повернутыми к контролерам штрих-кодами!.Деньги готовите же в супермаркете, пока кассир пробивает товар? Так и тут — не нужно рыться в карманах/сумочке подойдя к контролёру. Сделайте это раньше — стоя в очереди, идя к КПП, в автобусе наконец. Там же есть и кассы, для тех, кто не купил билеты. Хотите постоять и в этой очереди? Тогда ни в коем случае не покупайте билеты заранее.

и досмотра. Как правило 2-3 крайних правых пункта — для посетителей с большими сумками. Вам туда. У вас же рюкзачок со всем необходимым, помните же? Ну и очереди поменьше.
Для тех кто с детьми — слушайте объявления, там есть отдельная очередь для вас.
Досмотр — как в аэропорту. Сумку на ленту, вещи из карманов (сотовые, кошельки, ключи, мелочь) на стол, сам — через рамку металлоискателя.
Как сэкономить время себе и тем, кто позади тебя?
Выньте всё из карманов, снимите ремень (если он с металлической пряжкой), часы, переложите заранее всё в рюкзак, снимите с себя куртку и бросьте её тоже на ленту (на саму сумку)
По хорошему у вас и на вас должны быть только билеты — остальное пущай проезжает через «рентген»
Попросят открыть сумку после «просвечивания» — открывайте её не молча, не дожидайтесь вопросов — «это что?» сразу быстро показывая на предмет/подсумок/футляр/контейнер расскажите что это.

Где что? см. схему выше.
Аэродром «Раменское» состоит из двух пересекающихся ВПП. Одна — самая длинная в Европе. Она — рабочая. По ней разбегаются самолеты во время авиашоу, она служит осью пилотажа. Вторая — нерабочая, покороче. На ней расставляют крупные самолеты. Между ВПП, на рулежках, стоянках и полянках организованы стоянки мелких самолетов, военной техники (комплексов ПВО например), павильоны и шале.

Сектор обзора полётов расположен на полянке, ограниченой линейкой шале (желтые здания на схеме) и забором, расположенном параллельно рабочей ВПП на некотором расстоянии от неё.

Как найтись на статической стоянке?
Если ваша компания собирается постепенно — кто-то приехал раньше, кто-то позже, и звонок отстающих сонь настиг вас при осмотре экспозиции, естественно ориентир — какой-либо летательный аппарат, у которого вы встретитесь.
Если опаздуны или вы не слишком ориентируетесь в типах, ищите самый видный — самый большой, самый яркий.
На этом МАКСе, например, будет стоят «высоченный ушастый остроносый» Ту-144, будет огромный «Атлант» ВМ-Т с «бочкой на спине» — в кавычках перечислены отличительные признаки, которые поймет большинство.
Может ещё какие видные аппараты будут — не знаю.

Если вы с ребёнком — заранее договоритесь у какого аппарата встречаться, если потеряетесь. Покажите его, назовите его, либо по типу, либо договоритесь о том, как ребёнок его назовёт. Я на каком-то из МАКСов слышал объявление «Уважаемые родители Имярек, ваш сын ожидает вас у самолета, который он называет Большим Белым Китом»

Как найтись в секторе обзора полётов? Тут сложнее. В разгар авиашоу это безориентирная местность — море людей и всё.

отсюда

Но выход есть. Там на ограждении из сетчатых заборов через определённый шаг натыканы громкоговорители на длинных мачтах. Их и нужно использовать при наведении группы отстающих на место стоянки.
— «Мы у самого забора рядом с третьим громкоговорителем, если считать справа-налево!»
— «Мы между пятым и шестым громкоговорителем, не доходя 15 метров до забора!»
Ребёнку точно так же — пришли вместе, расположились, демонстративно посчитайте громкоговорители, демонстративно покажите расстояние от вашего местоположения до забора. Чтобы если он отойдет — смог найтись.

Зачастую как выглядит разговор по сотовому, когда кого-то ищут в секторе обзора полетов?
«Я где? Ну я тут полеты смотрю. Ну короче, я прям напротив надписи на здании по другую сторону от полосы «Рособоронэкспорт!»» или «Ну я короче прям напротив диспетчерской вышки, ну вон же она на другой стороне!» Указанные ориентиры — они очень далеко от наблюдателей и у каждого — своё понимание «прям напротив»
Это работает крайне неэффективно.

Связь вообще на аэродроме может сбоить — народу много, сеть может быть перегружена. Имейте и это в виду.

Есть ли смысл подходить вплотную к забору в секторе обзора полётов? Не знаю. Не у забора вы пропустите только выруливания, разбег и посадку. Но зато — будет посвободней.
Мы зачастую вставали вплотную, чтобы поснимать на фото/видео, но граждане как-то в экстазе лезли на головы, в кадр, топтались по расстеленым коврикам. Нервяк.

То что не видно на ВПП — покажут по большим экранам, которые поселились там начиная с 2005 г.

Снимать именно что на самом МАКСе не вижу особого смысла, разве что видео документальной ценности, — после 12.00 солнце слева в лоб. Да и далеко всё, нужен объектив от 300 мм., чем больше тем лучше.
Ну разве что можно подловить самолет, когда он справа от зрителей разворачивается и если облачка фактурные, типа такого:

Но вообще, если прям охота поснимать — то проще, но дороже, оплатить себе медиаплатформу, которая организовывает фотографов на другую сторону ВПП — по солнцу. Сложнее, но дешвеле — вообще подобраться за территорией салона с другой стороны, но это — тема отдельного рассказа.

ВРЕМЯ Выделил красным этот пункт, потому что он важнейший из всех.
Основные характерные моменты:
8.00 — начало работы автобусов и КПП
10.00 — начало работы салона.
11.00 — начало показательных полётов
17.00-18.00 — окончание показательных полётов.

Главная ошибка большинства граждан, это то, что они едут на салон к десяти. Если не позже. И для них становиться сюрпризом, что автобусы на станциях и КПП на аэродроме не могут переваривать тот поток людей, который доставляют электропоезда.

Так, чтоб было примерно понятно:
10 вагонов электропоезда вмещают в себя 1000 человек. На время салона электрички будут подходить к станции раз в 10 минут точно.
Пусть на станции Отдых выходит 500-600 человек. Чтобы их перевезти нужно 5-6 автобусов. Ехать от Отдыха до аэродрома — минут 20-30. Если на КПП1 каждые 10 минут будет прибывать 500 человек, то на каждый из гипотетических 20 точек досмотра на КПП1 (а на фотографиях Марины видно, что там не 20 точек, а вдвое меньше) придётся по 25 человек. Досмотреть их — не менее 15-20 минут. За это время очередь в каждую точку досмотра увеличится еще на 20-25 человек.

Выход каков? Вставать пораньше и ехать, ориентируясь на 8 утра. Чтобы вы в 7.30-7.50 утра были:
— либо на станции «Отдых», пл. 42 км.
— либо на парковке в Быково
— либо въезжали в сам г. Жуковский, гордо светя талоном на парковку своего лимузина.
При этом вы примерно в 8.30 будете уже свободны от всяких формальностей и сможете спокойно посмотреть и поснимать в красивом утреннем свете (если будет солнечно) статическую стоянку, даже в дни общего посещения. Часиков до 10.00-10.30

Обычно в конце шоу ставят, как на рок-концертах, — хедлайнеров шоу. В нашем случае — это выступление пилотажников из Кубинки, чаще завершают показ наши чудесные «Русские Витязи».

Так вот. Если важно уйти пораньше не толкаясь — уходить надобно в начале пункта лётной программы, который предшествует хедлайнерам. И смотреть их, оглядываясь на пути к месту посадки, ну или от места посадки в автобусы до станций, парковок и прочее.
Обидно, но что поделать.

Или можно досмотреть полностью показ, не уходить сразу — съесть последние яблоко/бутерброд из запасов, пройтись ещё раз по стоянкам, поторговаться с продавцами сувенирки, ну в-общем как-то занять себя еще на часок и выходить оттуда уже в числе последних.

Мы старались не использовать автобусы от аэродрома до ст. Отдых, предпочитали идти пешком. Это если позволяли организаторы. Может быть мы неоптимально использовали время, но нашей компании зачастую лучше было пройти 5 км. пешком, чем толкаться в очереди на автобус. Вот примерные пешие маршруты от аэродрома до станции электрички:

Ну чтобы вы знали, сколько вам идти, если решились. Моим темпом — 1 км. за 10 минут идти меньше часа.
Бонусы пешей прогулки, помимо очевидной пользы для здоровья — это самоэкскурсия по легендарному аэродрому ЛИИ и старой части г. Жуковский. Мимо аллеи с фотографиями и именами летчиков-испытателей — Героев СССР и РФ, мимо здания ЦАГИ и аэродинамических труб (вертикальной штопорной), через площадь Ленина мимо памятника Жуковскому.

Форс-мажор. Организаторы МАКСа примерно представляют, какое количество народа и с каким темпом будет приезжать и уезжать на аэродром. Под это дело и организуется так называемый наряд сил — определённые регулярность и количество транспорта, сотрудников милиции и внутренних войск и прочее.
По опыту могу сказать, что эта вся «кровеносная система» худо-бедно, но работает. Правда «запас прочности» невелик, и в случае чего — накладки конечно будут. Небольшие сбои в режиме движения автобусов в разных местах маршрута в итоге могут привести к серьезным сбоям в расписании. Что уж говорить о более сильных внешних обстоятельствах, которые заметно влияют на процесс перемещения посетителей.

Самый серьезный фактор — это погода, в частности — сильный дождь. Прохладная вода льющаяся с неба заставляет посетителей с утроенной энергией спешить домой в сухой автобус, электричку, личный авто.
Поток людей в единицу времени возрастает лавинообразно и расчитанная на куда меньшие параметры система даёт сбой. Люди ожидающие автобуса от КПП до парковки/станции копятся быстро, перестают помещаться на парковке, в итоге — выходят на проезжую часть, пытаются неорганизованно идти пешком, в итоге — парализуется движение автобусов. Кто был на МАКС-2013 в субботу — те понимают о чём я 🙂

Как действовать? Попробовать выйти с территории аэродрома через КПП3, если вы на машине, которую оставили в Быково — попробуйте от пл. 42 км. доехать на маршрутке (номер 39 по-моему)/попутке/такси до парковки например.
Можно выехать в город на автобусах для жуковчан — они идут до ул. Лацкова (окраина города, ближе к Москве, чем к Раменскому). Оттуда уже можно уезжать на маршрутке до Быково за авто, или — на автотранспорте до метро.
Этот же автобус может делать остановку на пл. им. Громова — оттуда пешком или на маршрутке можно попробовать добраться до станций электричек.
Если без машины — просто еще на этапе сборов накануне заложите себе в голову немаленькую вероятность прогуляться пешком несколько километров, возможно — по лужам по щиколотку. Следовательно — запас сухих носков в рюкзак при неблагоприятном прогнозе точно не помешает.

По результатам отзывов всё же отдельной строкой пропишу:
Передвигаться по аэродрому пешком к выходу — строго с разрешения сотрудников МВД.
По сообщениям организаторов — возможность выйти пешком предусмотрена, но — в случае форс-мажора, если автобусы перестанут справляться.

Вместо заключения.
Да, вы заплатили деньги организаторам. Да, они обязаны вас доставить туда и обратно, обеспечить вам комфорт, хлеб и зрелище.

Но всем будет намного легче если и вы потратите некоторое время на подготовку к путешествию. Хотя бы информационную. Ну например если вы дочитали до этого места — вы уже молодцы, первый шажок в подготовке вы уже сделали. Чуть больше планирования и обдумывания, чем вы привыкли. Побольше вариантов действий в голове. Может не стоит ехать от Отдыха сразу в Москву, может стоит проехать остановку-другую в область, а там — спокойно расположиться в полупустой электричке на сиденьях? Посмотрите регулярные маршруты общественного транспорта в г. Жуковский, посмотрите на план города в Яндекс-картах. Изучите повнимательней официальный сайт салона и группы МАКС’a в соцсетях — там есть активность и регулярно освежается рубрика «Вопрос-Ответ». Там же будет и самая оперативная информация по лётной программе, погоде, изменениям в показе. Смартфоны-планшеты сейчас у большинства — подписывайтесь. Все ссылки ниже.

Официальный сайт авиасалона
МАКС в Facebook
МАКС в Twitter
МАКС вКонтакте

Этот пост в моём блоге LiveJournal: Вся правда о МАКС-2015

Добавить комментарий