Мой папа был радиоинженером и радиолюбителем. Когда мне было шесть лет, он научил меня паять и конечно я был рядом (и наверное сильно мешался), когда он создавал свои радиолюбительские конструкции.
В девять лет меня в первый раз отправили в пионерский лагерь, где я конечно же пошёл в радиокружок. Помню, что было интересно, совершенно не помню, чем там занимался. Помню только, что итоговую работу за меня делал руководитель кружка. Осталась только вот такая фотография.
Фотография постановочная: фотограф сказал возьми в руку микрофон и делай вид, что в него говоришь. Видимо он не очень понимал, в чём заключается радиолюбительство.
Кстати, слово «радиолюбитель» имеет в русском языке два совершенно разных значения:
1. Человек, увлекающийся радиосвязью и имеющий свою радиостанцию. Цель такого радиолюбителя — установка связи с другими такими же радиолюбителями, порой находящимися на других континентах и обмен QSL-карточками, подтверждающими факт дальней связи. Узнать место дислокации такого радиолюбителя просто — на крыше дома, где он живёт, стоят огромные антенны сложной конструкции (заодно облучающие соседей мощностями до киловатта).
2. Человек, конструирующий свои электронные устройства. В Советском Союзе радиолюбителей второго типа было множество. Из-за того, что ничего нельзя было купить, многие пытались делать это сами (тем более что детали было достаточно просто спереть с работы). Люди паяли усилители, бытовую автоматику и многое другое. Огромной популярностью пользовался журнал «Радио», в котором публиковались схемы различных устройств. Пикантной особенностью журнала «Радио» было то, что в публиковавшихся схемах использовались детали, которые не продавались в магазинах. Их можно было только стащить на работе или купить у барыг, укравших их на своей работе.
Сейчас радиолюбителей меньше в тысячи раз. Купить почти любое устройство дешевле, чем сделать его самому. Журнал «Радио» выходит до сих пор, но тиражи у него совсем не миллионные, как в Советское время.
Мы с папой были радиолюбителями второго типа. Папа спаял усилитель мощности (который я потом переделал и сделал к нему предварительный усилитель), сделал уникальные колонки с тринадцатью дырами-фазоинверторами на задней стенке. Мы делали множество переключателей новогодних гирлянд, несколько электронных часов: первые — папины, на газоразрядных индикаторах, потом — мои, на электролюминисцентном индикаторе с будильником и управлением нагрузкой. Генератор звуковой частоты, который папа начал делать, а я закончил. Я делал цветомузыку, успешно работавшую потом на школьной дискотеке.
Конечно, тот первый радиокружок в пионерском лагере Мир был не единственным, в который я ходил.
Второй радиокружок был там же и с таким же результатом.
Третий радиокружок был в доме пионеров и отличался тем, что был он чисто теоретический. Точнее, практику обещали, но до неё так и не дошло. Руководитель заставил нас купить здоровенные тетради формата А4 на 96 листов и мы, 12-летние, слушали его лекции про pn-переходы, расчёт трансформаторов и записывали в тетради.
Я вытерпел месяца три.
Последний, четвёртый радиокружок чудесным образом открылся в подвале соседнего дома. Там была полная противоположность: вот вам паяльники, вот детали, вот приборы — делайте сами, что хотите. И что-то мы делали, не помню только что.
А вы ходили в детстве в кружки?
© 2020, Алексей Надёжин
Основная тема моего блога — техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.
Второй мой проект — lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
Этот пост в моём блоге LiveJournal: Радиолюбительство и радиокружки